Назад к списку

Обман в автосалонах

     Кризисное время диктует свои подходы в повышении творческого потенциала продавцов в битве за деньги клиента. Об этом хорошо известно специалистам Донской юридической коллегии. 

     Расскажем, как это бывает, на примере автосалонов. Эти примеры — реальные случаи наших клиентов, которые обратились к нам за юридической помощью. Все события происходили в автосалонах г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.Но сначала небольшое отступление...


     Автомобиль — это дорогой товар длительного использования, сложная вещь.И цикл продажи такого товара очень долог. Поэтому, когда клиент созревает для приобретения автомобиля, — это момент торжества продавца, из которого он нацелен получить по-максимуму. В ход идёт все. Но начнем по-порядку. 

     Около 80 процентов автомобилей - и новых, и с пробегом, покупается в России за счет заемных средств. Очень удобно, когда кредит можно оформить непосредственно в автосалоне.Так вот, в автосалоне оформлением кредита, как правило, занимаются либо сотрудники автосалона, либо привлеченные агенты, получающие вознаграждение от каждого выданного кредита. В тот момент, когда Вы уже готовы сделать покупку, и перед Вами стоит Ваш будущий новый автомобиль, неважно, что денег на покупку не хватает, — ведь есть банк, который уже готов выдать вам кредит!

     И вот в этот момент необходимо задуматься: а какова же стоимость этого кредита? «Зачем об этом думать?», — спросите Вы, — «Ведь раз банк выдает кредит, значит есть условия, которые им утверждены». Это так. Но дело в том, что эти условия могут отличаться в зависимости от того, кто занимался оформлением Вашей заявки. Так, например, в практике Донской юридической коллегии были случаи, когда клиенту банк согласовал автокредит по ставке 28 процентов годовых при оформлении заявки в автосалоне, в то время, как в офисе банка такой кредит мог быть выдан под 18 процентов годовых.И это первое, что нужно проверить. 

     Не поленитесь обратиться самостоятельно в несколько банков, возможно, вы получите лучшие условия по кредиту, чем через агента в автосалоне. 

     Второе — это навязанные услуги. И начнем мы с дополнительного страхования. При получении автокредита Вам, по умолчанию, могут предложить страхование жизни и (или) здоровья или еще чего-нибудь. При этом могут сказать, что это условие выдачи кредита. Но, скорее всего, это будет условие не банка, а агента или автосалона. 

     Дело в том, что комиссионное вознаграждение агента за продажу такого страхового полиса может достигать 90 процентов. Хотя такое страхование, скорее всего, является добровольным. Поэтому необходимо внимательно читать условия кредитного договора. Если в нем какой-либо вид страхования указан как условие по обеспечению автокредита, то это действительно обязательная страховка. 

     Например, в кредитном договоре указано, что заемщик обязан застраховать приобретаемые автомобиль на условиях КАСКО в пользу банка. Это обязательно условие. Если же Вам предлагают подписать заявление о добровольном страховании, то это необязательная страховка. Что делать в такой ситуации? Не надо дразнить кредитного агента отказами от страховок. 

     Законом предусмотрен 14-ти дневный «период охлаждения» — это время, когда страхователь может расторгнуть договор страхования в одностороннем порядке и потребовать от страховой компании вернуть ему оплаченные денежные средства в полном объеме. Это стандартная практика. С расторжением такого договора и возвратом денежных средств от страховой компании справится любой квалифицированный юрист. 

     Хотим обратить Ваше внимание, что бывают также условия о добровольном страховании, которые все же указаны в кредитном договоре под условием изменения процентной ставки. Например, такой вариант. При условии страхования жизни заемщика процентная ставка составляет 15 процентов, а при отсутствии страхования — 18 процентов. Это условно. На практике надо внимательно изучить предлагаемый Вам к подписанию договор. И посчитать, что выгоднее — оплатить страховку и получить меньший процент или не платить страховку, но взять кредит под больший процент. Бывали случаи, когда второй вариант был выгоднее заемщику, так как стоимость страховки была выше чем, экономия на размере банковской ставки. 

     Мы рассмотрели навязанные услуги, непосредственно относящиеся к процедуре выдачи кредита.Теперь перейдем к самодеятельному творчеству автосалонов при навязывании услуг. Чего только не было в нашей практике. Но остановимся на основных. 

     Самой популярным способом отъема денег у покупателей автомобилей является предложение юридических услуг, да простят нас "коллеги по цеху". Очень часто к нам, в Донскую юридическую коллегию, обращаются за расторжением договоров юридического обслуживания, заключенных посредством автосалона с Европейской юридической службой и другими компаниями. Как правило, стоимость такой услуги может составлять от 5 до 15 тысяч рублей. Естественно, надо понимать, что посредничество в автосалоне предполагает выплату комиссии посреднику. То есть Вас убедили в необходимости такой услуги, Вы её оплатили, а с этой суммы часть возвращается автосалону. Также есть примеры проведения якобы юридической консультации на месте. Пример из практики: автовладелец принес документы, из которых следовало, что он в автосалоне получил юридическую услугу — устную консультацию о порядке постановке автомобиля на регистрационный учет в ГИБДД. Стоимость услуги 5 000 рублей. При этом автовладелец оплатил эту услугу и расписался в том, что она ему оказана. На самом деле ему просто подсунули на подпись документы, пояснив, что это комиссия за выдачу кредита. Вывод — читайте, что подписываете. 

     Следующий способ — это продажа дополнительных гарантий или прав на постгарантийное обслуживание. Например, в Донскую юридическую коллегию обратился автовладелец, который при покупке авто заплатил салону 45 тысяч рублей за постгарантийное обслуживание нового автомобиля. И это при том, что гарантия на автомобиль составляла 5 лет! То есть право на постгарантийное обслуживание возникало у него через 5 лет, но деньги за это обслуживание он заплатил сразу. Конечно, после обращения к автодилеру с претензией эти деньги были возвращены. Но вдумайтесь, сколько таким клиентов этого автосалона в г. Ростове-на-Дону не обратили на это внимание! 

     От продажи ненужных услуг перейдем к комплектации автомобилей.Как правило, выбирая автомобиль, мы просматриваем его стандартные комплектации на сайтах производителей. Но в автосалоне нам говорят, что этой комплектации нет, но есть автомобиль с дополнительно установленной сигнализацией, аудиосистемой, ковриками и т. д.Вы, конечно же, вправе настаивать на продаже Вам авто в той комплектации, которую желаете. 

     Возможно, авто в такой комплектации, как Вы хотите, придется подождать, и об этом Вам скажут в автосалоне. Но, как правило, автомобили в стандартной комплектации у дилеров есть в наличии, просто выгоднее продать автомобиль с дополнительным оборудованием.Если комплект допоборудования Вас все же устраивает и Вы на него согласны, обратите внимание на документы, которыми этот комплект оформляется, проверьте наличие этого дополнительного оборудования. 

     Так, например, к нам, в Донскую юридическую коллегию, обратился клиент, у которого в договору купли-продажи автомобиля была указана стандартная комплектация стоимостью 820 тысяч рублей. И к договору также была приложена квитанция, что клиент якобы оплатил дополнительное оборудование на сумму 70 тысяч рублей, но не автосалону, а некоему индивидуальному предпринимателю.По прайс-листу этот автомобиль стоил в автосалоне 890 тысяч рублей. Просто, чтобы повысить цену реализации и сэкономить на налогах, оплату части его стоимости оформили через ИП.Однако, так как договора с ИП об установке дополнительного оборудования не было, заказ-наряд не оформлялся, то фактически указанные денежные средства были выплачены безосновательно. И предпринимателю пришлось эти деньги вернуть покупателю автомобиля, но уже вместе со штрафными санкциями и возмещением судебных издержек. 

     Еще хотелось бы остановиться на популярной схеме продажи авто — «трейд ин». Это когда Вы передаете автосалону свой старый автомобиль, а его стоимость засчитывается в оплату нового авто. Часто автосалоны предлагают при покупке нового авто по такой схеме предоставить покупателю дополнительную скидку.Здесь все сводится к занижению цены Вашего старого автомобиля. После его диагностики Вам покажут длинный чек-лист с описанием всевозможных повреждений. В результате Вам будет предложена заниженная цена за Ваш старый автомобиль. Собственно, из этого снижения и складывается Ваша будущая дополнительная скидка при покупке нового авто. То есть, фактически, вы ничего не выигрываете. Поэтому не надо спешить. Попробуйте продать Ваш старый автомобиль самостоятельно. 

     Отдельно хотелось бы поговорить о покупке подержанного автомобиля. Что лучше? Купить авто с пробегом у частника или в автосалоне? На этот случай у автосалонов, торгующих подержанными авто, всегда есть такой ответ: все наши автомобили проходят предпродажную подготовку.На самом деле предпродажная подготовка не означает, что автомобиль Вам отремонтируют. Его буквально подготовят к тому, чтобы Вы его быстрее купили. Помоют, подкрасят, отполируют, уберут ошибки из бортового компьютера, ну, может быть, что-то заменят, но на это лучше не рассчитывать. 

     В нашей практике был случай, когда покупатель выехал на приобретенном подержанном автомобиле из автосалона, и через 5 километров двигатель перегрелся. Оказалось, что система охлаждения автомобиля не была герметичной. То есть антифриз просто вылился после начала движения. 

     Так как в договоре купли-продажи было указано, что автосалон провел предпродажное обслуживание автомобиля и указывал это обстоятельство в рекламе как преимущество при покупке авто именно в этом салоне, непосредственно связанное с безопасностью эксплуатации приобретаемого автомобиля, то покупатель был вправе, покупая этот автомобиль, рассчитывать на эту самую безопасную эксплуатацию. А на самом деле получил автомобиль в состоянии, не пригодном к эксплуатации. Когда эти доводы были изложены нашими юристами продавцу, он добровольно возместил ремонт автомобиля и моральный вред. 

     Из вышеизложенного следует, что при покупке автомобиля не следует руководствоваться эмоциями, не стесняйтесь привлекать к выбору авто, особенно подержанного, профессиональных юристов, проверяйте цены и условия. 

     И запомните — больше всего обращений к юристам начинается со слов: «Я не читал то, что подписывал». 

     Если вы столкнулись с подобными недобросовестными действиями, то всегда можете получить бесплатную консультацию наших юристов по телефону 8 (900) 134-00-77 или в офисе по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 95.

© ИП Гранкин Андрей Владимирович ОГРНИП 319619600222857